Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза. Перемещение товаров через таможенную границу Примеры перемещения товаров через таможенную границу
1) Критерии отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС
Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом Таможенного союза с применением системы управления рисками исходя из следующих критериев:
1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением от 18.06.2010 г.;
2) характера товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз или вывоз товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;
3) количества товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т. п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;
4) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы;
5) частоты перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу. Периодический ввоз или вывоз однородных товаров одним и тем же лицом, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся/вывозятся для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное.
Независимо от вышеперечисленных критериев не будут относиться к товарам для личного пользования товары, перечисленные в приложении 1 к Соглашению от 18.06.2010 г. (табл. 1).
Физические лица, согласно ст. 353 ТК ТС, могут перемещать товары для личного пользования через таможенную границу в сопровождаемом (в том числе в ручной клади, т. е. при себе) или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях).
2) Таможенные операции, совершаемые в отношении товаров для личного пользования
Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются:
В порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 354 ТК ТС);
В зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров (п. 2 ст. 354 ТК ТС).
При перемещении товаров для личного пользования физическими лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (п. 3 ст. 354 ТК ТС).
Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством Таможенного союза (п. 4 ст. 354 ТК ТС).
По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия (п. 4 ст. 354 ТК ТС).
3) Таможенное декларирование и таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ТС
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза (п. 3 ст. 355 ТК ТС). С 01.01.2011 г. используется пассажирская таможенная декларация (ПТД ТС) в соответствии со ст. 180, 355 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союз от 18.06.2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».
Согласно п. 2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в письменной форме подлежат:
Товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза;
транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза;
Культурные ценности;
Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
Иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии со ст. 356 ТК ТС, подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:
1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;
3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;
4) транспортные (перевозочные) документы;
5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов ТС;
6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;
9) другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
10) экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу (представляется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже).
В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора (п. 1 ст. 357 ТК ТС).
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций (п. 2 ст. 357 ТК ТС).
В местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена Таможенного союза должна быть обеспечена возможность ознакомления физических лиц с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска. Такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, включая таможенное декларирование товаров, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенного законодательства.
По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их:
1) размещением на временное хранение;
2) помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС;
3) вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали места прибытия.
Таможенные льготы - это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.
В процессе перемещения товаров через таможенную границу участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования таможенных льгот. В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе.
Таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле содержат ряд положений о предоставлении таможенных льгот следующим категориям физических лиц:
1) дипломатическим работникам и работникам административно-технического персонала, направленным на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения государства - члена Таможенного союза, а также совместно проживающим с ними членам семей;
2) физическим лицам, направленным на работу в иностранное государство государственными органами (федеральными органами государственной власти);
3) физическим лицам государства - члена Таможенного союза, временно проживавшим за границей;
4) физическим лицам государств - членов Таможенного союза при получении наследства за пределами таможенной территории Таможенного союза;
5) беженцам;
6) вынужденным переселенцам;
7) физическим лицам, прибывающим (переселяющимся) в государства - члены Таможенного союза на постоянное место жительства (далее - ПМЖ).
Соответствующий статус физического лица должен быть документально подтвержден на день принятия таможенной декларации таможенным органом. При отсутствии таких документов соответствующие льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются, так как, согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Представление в последующем документов, подтверждающих статус физического лица, не является основанием для возврата ранее уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, предполагает, в частности, соблюдение условий , составляющих содержание запретов и ограничений.
Государства–члены таможенного союза, как и другие государства мира, не могут полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить товары, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д.
Их применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими , так и политическими целями.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер , применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:
Меры нетарифного регулирования,
Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые ,
Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,
Меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,
Технического регулирования,
Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.
Целями применения запретов и ограничений являются:
Защита внутреннего рынка, содействие производителям, стимулирование развития экономики;
Охрана жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
Сохранение культурного наследия народов государств-членов таможенного союза;
Необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов с одновременным ограничением соответствующего внутреннего производства и потребления;
Обеспечение национальной безопасности государств- членов таможенного союза
Защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса государств таможенного союза;
Выполнение международных обязательств.
По цели их применения торговые ограничения и запреты можно разделить на две группы: 1) торговые ограничения и запреты экономического характера и 2) торговые ограничения и запреты не экономического характера.
Рассмотрим существующую структуру торговых ограничений и запретов в таможенном союзе.
1. Меры нетарифного регулирования . Согласно п. 17 ч. 1 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера , которые установлены международными договорами государств таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза
Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. к мерам нетарифного регулирования (торговым ограничениям экономического характера) относит:
Эмбарго - представляет собой запрещение ввоза в таможенный союз или вывоза в другую страну товаров и услуг, валютных и иных ценностей.
Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны, исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется исключительно как средство экономического и финансового давления.
Таможенная блокада -состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенных процедур, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По сути это скрытый запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.
Применяется редко и вынужденно как и эмбарго при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.
Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение , выдаваемое компетентными органами государства-члена таможенного союза.
Квотирование - означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам.
Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из таможенной территории таможенного союза товара. Импортные квоты не имеют большого распространения.
Квота – это разрешение, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется.
Однако все, что перемещается сверх этой квоты , облагается обычной или повышенной пошлиной либо вообще запрещается.
Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:
Так, Правительство РФ определяет квоты на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы. Квоты могут реализовываться в процессе проведения специальных конкурсов и аукционов.
Лицензирование – разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу таможенного союза не допускается .
Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием.
Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.
Оформление лицензии требуется при перемещении каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных во внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов :
1) генеральная лицензия - оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара,
2) разовая лицензия – выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком на 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.
Это наиболее распространённый в Российской Федерации метод торговых ограничений, который осуществляется в следующих целях:
Обеспечение соблюдения внешнеторговых квот;
Обеспечение контроля ввоза и вывоза ряда специфических товаров;
Обеспечение соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами военного и двойного применения.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения
Кроме того, существует перечень товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых иными государственными органами . К таким товарам относятся:
- товары, животного и растительного происхождения , а также оборудование для их перевозки, подконтрольные органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор РФ).
Основанием для ввоза и вывоза таких товаров являются ветеринарные свидетельства или ветеринарные сертификаты;
- товары потенциально опасные для жизни и здоровья человека, подконтрольные органам Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ).
Основанием для ввоза таких товаров являются санитарно-эпидемиологические разрешения или свидетельства о регистрации;
- товары, подлежащие обязательной сертификации , подконтрольные органам обязательной сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ).
Основанием для ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации являются сертификат соответствия, одобрение типа транспортного средства, сертификат средства измерения;
- культурные ценности , ввозимые на основании органами Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росхранкультуры);
- высокочастотные радиоэлектронные средства , ввозимые на основании решения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр»;
- семена сортов растений и племенного материала пород животных, которые ввозятся на основании комиссии селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства России;
- оружие невоенного назначения (гражданское и служебное), ввозимое и вывозимое на основании Разрешений Департамента охраны общественного порядка МВД России.
Лицензии на ввоз и вывоз товаров военного назначения выдаются Комитетом по военно-технической политике Министерства обороны России, а в соответствии с Законом «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ, экспорт товаров двойного назначения осуществляются по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), находящейся в подведомственном подчинении Министерства обороны России.
Очевидно, что все указанные документы выдаются в целях обеспечения торговых ограничений не экономического характера и являются обязательными для осуществления таможенных процедур.
2. Товары, запрещённые к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с территории таможенного союза . Запрещение к перемещению через таможенную границу таможенного союза отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться на территорию таможенного союза и вывозиться из территории таможенного союза свободно, без каких-либо ограничений .
Запрещены к ввозу на территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:
Медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);
Драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;
Печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;
Непроявленные фотопленки;
Средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);
Семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (только с разрешения компетентных органов);
Не могут ввозиться на таможенную территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:
товары, которые:
- не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам,
- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством,
Предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары.
Запрещены к вывозу из Российской Федерации:
Оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;
Наркотические средства и психотропные вещества (только по лицензиям в пределах квот);
Радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;
Драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;
Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу (например, рога оленей, сайгаков, маралов);
Непроявленные фотопленки;
Аннулированные ценные бумаги;
Произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.
Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза подлежат немедленному вывозу за его пределы. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы таможенного союза.
3. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия стандартам безопасности качества (товар должен быть сертифицирован).
Ввозимые товары должны соответствовать установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям.
Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации.
Главная цель сертификации – это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри таможенного союза. Перечень ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.
4. Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат :
Отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые могут быть применены при создании вооружении и военной техники;
Химикаты и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;
Оборудование, материалы двойного назначения, применяемые в ядерных целях;
Генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.
Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 создана и функционирует национальная система экспортного контроля.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1085, утверждено Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
Одной их основных функций этой службы является обеспечение экспортного контроля за вывозом сырья, материалов, технологий и оборудования двойного назначения.
Документом, служащим основанием для экспорта материалов, товаров и технологий двойного назначения является лицензия ФСТЭК.
5. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов .
Помимо торговых ограничений экономического характера, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает применение торговых ограничений не экономического характера.
Так, ст. 32 данного Закона предусматривается применение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и, вводимые, исходя из национальных интересов не экономического характера. Эти меры вводятся если:
Необходимы для соблюдения морали и общественного порядка;
Необходимы для охраны жизни и здоровья граждан;
Относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
Применяются для защиты культурных ценностей;
Необходимы для выполнения международных обязательств;
Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.
При этом документом, разрешающим перемещение товара может являться, как лицензия Министерства торговли России, так и разрешительный документ другой формы.
Применение запретов и ограничений является универсальным и мощным инструментом таможенного регулирования внешнеторговых отношений.
Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства – не препятствовать , а способствовать развитию позитивных факторов в международной торговле.
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз
государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений утвержден
Решением Коллегии ЕЭК
от 16 августа 2012 г. № 134 http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"
Ростовский филиал
Кафедра организации таможенного контроля и ТСТК
РЕФЕРАТ
по дисциплине "Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств"
"Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза"
Выполнил: студент 3 курса
экономического факультета
Зинченко П.А.
Проверил: преподаватель
Корнилова В.Ф.
Ростов-на-Дону 2010
С ОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
- 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ТОВАРАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
- 2.1 Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования
- 2.2 Таможенное декларирование товаров для личного пользования
- 2.3 Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС) и Постановления Правительства РФ от 17.06.2010 N 446 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой (глава 49 ТК ТС; также гл. 23 ТК РФ)
Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 203 ТК ТС право выбора таможенной процедуры в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, предоставляется лицу их перемещающему.
Следует отметить, что применение какой-либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.
1. Перемещение товаров для личного пользования
Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 49 ТК ТС, применяется только в отношении физических лиц и только в отношении перемещаемых ими товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее - для личного пользования).
Таким образом, одной из составляющих, имеющих существенное значение для применения порядка перемещения товаров, предусмотренного главой 49 ТК ТС, является процедура определения предназначения товаров. Согласно ст.3 Постановления Правительства РФ от 17.06.2010 N 446, отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 ТК ТС. Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса.
2. Таможенные операции, совершаемые с товарами для личного пользования
Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств-членов таможенного союза. Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства-члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.
При перемещении товаров для личного пользования физическими лицами таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории ТС, если они не покидали место прибытия.
В случае несовершения таможенных операций, указанных в п.4 статьи 354, товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС.
Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с ТК ТС и международным договором государств-членов таможенного союза.
2.1 Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования
В соответствии с пунктом 1 статьи 354 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.
Правительство РФ постановлением от 27.11.2003 № 715 утвердило "Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" (далее - Положение о порядке таможенного оформления) налогов), которое определило порядок осуществления таможенных процедур и операций при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. ТК ТС и Положением о порядке таможенного оформления предусмотрен порядок таможенного оформления следующих категорий товаров:
ь перемещаемые физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже;
ь перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;
ь автомобили, перемещаемые физическими лицами.
Согласно ст. 351 ТК ТС:
Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза;
Сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу;
Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;
Транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
2.2 Таможенное декларирование товаров для личного пользования
Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Согласно п.2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в письменной форме подлежат:
ь товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
ь товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
ь товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза;
ь транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории ТС союза и обратно ввозимых на такую территорию;
ь валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и международным договором государств - членов ТС;
ь культурные ценности;
ь товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физлицо имеет несопровождаемый багаж;
ь иные товары, определенные таможенным законодательством ТС.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза. таможенный декларирование товар платеж
Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном, иным сопровождающим лицом либо представителем перевозчика, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика). При перемещении через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме сопровождающим лицом, с представлением документов, указанных в частях второй и третьей п.6 ст. 355. В иных случаях, товары декларируются в устной форме.
В местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования, может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций..Таможенные органы обязаны информировать заинтересованных лиц о товарах, подлежащих в соответствии с законодательством государств-участников ТС декларированию в письменной форме.
2.3 Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования
Таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Например, в отношении бывших в употреблении товаров для личного пользования, временно ввозимых иностранными физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 соглашения, в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов ТС этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин и налогов. Например, за этиловый спирт товарных позиций 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ТС, в количестве до 5 литров по единой ставке 22 евро за 1 литр
Согласно приложения №6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяются декларантом на основании:
ь сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;
ь информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве - члене таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства;
ь иных вспомогательных источников информации.
Заключение представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве - члене таможенного союза может быть запрошено таможенным органом после завершения таможенных операций, связанных с выпуском авто-, мототранспортного средства, в целях контроля сведений о моменте выпуска и (или) рабочем объеме цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства.
В случае если точная дата изготовления не определена, но имеется информация о годе либо годе и месяце изготовления авто-, мототранспортного средства, датой изготовления считается 1 июля года изготовления либо 15-ое число месяца изготовления соответственно.
При отсутствии документов и информации о сведениях, год выпуска авто-, мототранспортного средства определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере авто-, мототранспортного средства, при этом полный год исчисляется с 1 июля года выпуска.
В соответствии со ст. 13 , обязанность уплаты таможенных платежей возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Обязанность по уплате таможенных платежей прекращается у декларанта в случаях:
При отказе таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом таможенной декларации; - при уплате или взыскании в полном объеме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, установленным Соглашением для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение;
- при обращении товаров для личного пользования в собственность государства члена ТС, в соответствии с законодательством;
- при помещении товаров для личного пользования под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства;
При уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; - при обращении взыскания на товары для личного пользования, в том числе за счет стоимости товаров для личного пользования, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
- при выпуске товаров в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с Соглашением;
Если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующим на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
- при признании сумм таможенных пошлин, налогов безнадежными к взысканию и списании их в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм;
- в связи со смертью декларанта или объявлением его умершим в соответствии с законодательством государства - члена ТС.
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК ТС.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Заключение
Планируется, что к 2020 году Россия будет входить в десятку стран-лидеров по приему туристов. На первом месте окажется Китай, на втором США, а на третьем Франция.
Обычно чем ближе отпуск, а значит возможное путешествие в дальнее или ближнее зарубежье, тем больше вопросов. Не важно, полетите вы на самолете, поедете на поезде или автомобиле, порядок перемещения товаров через границу физическими лицами для личного пользования общий, независимо от вида транспорта.
Гражданам, планирующим выезд за рубеж необходимо знать о том, что с 1 июля существенно изменились правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу. Данная сфера регулируется гл.49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу и еще рядом нормативных документов Таможенного союза. Согласно изменившемуся законодательству без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг.
Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг:
ь алкогольные напитки и пиво не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. В случае превышения (от 3 до 5 литров включительно) таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра;
ь этиловый спирт в количестве до 5 литров применяются ставки таможенных пошлин по единой ставке 22 евро за 1 литр;
ь табак и табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр. табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Также при ввозе на территорию Таможенного союза от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства-члена Таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного союза, признанные наследуемым имуществом (при наличии документов, подтверждающих факт наследования).
Порядок перемещения через границу наличных денежных средств. В соответствии с новыми правилами, физическим лицам можно единовременно ввозить или вывозить через границу Таможенного союза наличные денежные средства и (или) дорожные чеки в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, которые теперь не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, однако могут быть задекларированы по желанию физического лица. При сумме, превышающей указанный лимит, установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе).
Ценные бумаги, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.
Следует отметить, что между государствами - членами Таможенного союза физические лица могут перемещать наличные денежные средства, дорожные чеки и ценные бумаги без декларирования.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ №446 от 17.06.10 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"
2. Постановление Правительства РФ №715 от 27.11.03 "Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования"
3. Решение Комиссии ТС №311 от 18.06.10 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем"
4. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (от 18.06.2010)
5. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-Ф3
6. Таможенный кодекс таможенного союза (от 27.11.2009)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные понятия, применяемые при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ. Особенности оформления, порядок и условия уплаты таможенных платежей. Анализ таможенного законодательства в данной сфере.
дипломная работа , добавлен 29.12.2012
Перемещение товаров для личного пользования. Таможенные операции, совершаемые с товарами. Порядок таможенного оформления, декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами. Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.
контрольная работа , добавлен 04.10.2013
Перемещение и декларирование товаров физическими лицами через границу Таможенного союза. Порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами. Пошлины и налоги, взимаемые по единой ставке, декларация товаров для личного пользования.
реферат , добавлен 30.03.2011
Критерии определения предназначения товаров в таможенном праве. Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования. Временный ввоз и вывоз товаров. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.
курсовая работа , добавлен 21.03.2011
Характеристика декларирования как составной части таможенной операции. Порядок декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами. Системы "красного" и "зеленого" коридоров.
контрольная работа , добавлен 06.01.2015
Общие положения таможенного контроля. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, их виды. Порядок перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами. Некоммерческие и коммерческие товары, перемещаемые физическими лицами.
курсовая работа , добавлен 28.04.2012
Оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Схема таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров. Оформление ввозимых валюты и валютных ценностей. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ.
курсовая работа , добавлен 26.04.2012
Цели, принципы и способы перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу. Порядок декларирования товаров и взимания платежей за авиаперевозки. Проблема осуществления таможенного контроля в российских аэропортах международного сообщения.
дипломная работа , добавлен 23.06.2016
Правила ввоза и вывоза товаров через таможенную границу. Организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств. Порядок таможенного оформления и контроля. Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования.
контрольная работа , добавлен 15.01.2015
Порядок перемещения физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Особенности таможенного оформления и декларирования товаров и транспортных средств.
Таможенное оформление транспортного средства может осуществляться как его владельцем, так и доверенным лицом при наличии надлежащим образом оформленных документов на представление полномочий. Владельцы транспортных средств или уполномоченные ими лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Украины, обязаны предъявить их таможне и подать:
o документы, подтверждающие право владения или пользования (в том числе с правом распоряжения) транспортными средствами;
o регистрационные и технические документы на такие транспортные средства, если они были зарегистрированы в стране приобретения или другой стране, другие документы, необходимые для таможенного оформления, по требованию сотрудника таможни (загранпаспорт, доверенность на перегон или перевозки транспортного средства и т.д.).
Граждане, которые перемещают через таможенную границу Украины транспортные средства, обязательства "связаны заполнить декларацию и в надлежащих случаях предоставить обязательства об обратном ввозе / вывозе, транзите. Таможенное оформление транспортных средств (в том числе снятых с учета в стране приобретения или в другой стране), заявленных пограничной таможни гражданами-нерезидентами как таковые, ввозимых ими с целью отчуждения, проводится пограничной таможней с удержанием при этом предусмотренных законодательством платежей без выдачи удостоверения. Удостоверение оформляется на нового владельца в таможне, в зоне деятельности которой он постоянно или временно проживает.
Граждане-резиденты могут перемещать через таможенную территорию Украины транзитом только транспортные средства, принадлежащие гражданам нерезидентам, иностранным фирмам, организациям или учреждениям, должно подтверждаться соответствующими документами.
Отчуждение временно ввезенных в Украину транспортных средств осуществляется с разрешения таможни. Не подлежат отчуждению на территории Украины временно ввезенные транспортные средства, которые на день обращения в таможню по поводу отчуждения запрещены к ввозу для постоянного пользования в Украине. При отчуждении временно ввезенных в Украину транспортных средств таможенное оформление осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на день осуществления таможенного оформления для постоянного пользования.
Не подлежит пропуска через таможенную границу Украины транспортные средства:
o номер кузова (или идентификационный номер), шасси (рамы) или двигателя которого уничтожено, поддельные или не соответствует записи в регистрационных документах;
o ввозимой в Украину гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в регистрационных органах страны приобретения или другой страны;
o вывозимого за пределы Украины гражданином для постоянного пользования, не снят с учета в подразделениях МВД Украины, в соответствии с законодательством Украины уполномочены осуществлять государственную регистрацию и снятие с учета транспортных средств;
o ввоз которого в Украину согласно законодательству запрещено по возрасту или на который отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство;
o ввозимого в Украину для постоянного пользования и за который не уплачены налоги и сборы (обязательные платежи);
o снятый с учета, ввозится с целью транзита и за не включенный денежный залог.
В случае выявления признаков нарушений таможенных правил должностное лицо таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль и таможенное оформление транспортного средства, принимает меры в соответствии с законодательством Украины по вопросам таможенного дела. Транспортные средства, не пропущенные сквозь таможенную границу Украины вследствие установленных запретов или ограничений на их ввоз в Украину, а также неуплаты установленных налогов и сборов (обязательных платежей), подлежат вывозу с территории Украины или передаче на склад таможенного органа оформления для хранения в соответствии с МКУ.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на положениях ТК ТС, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 18 июня 2010 г. подписали Соглашение (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"), которое определило порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ТС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее в настоящем комментарии - Соглашение от 18.06.2010).
В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом. На основании п. 1 ст. 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС (ввоз и вывоз) с соблюдением положений, установленных законодательством ТС и государств - членов ТС. Таким образом, комментируемый Кодекс не запрещает физическим лицам ввозить товары не для личного пользования, но только на общих основаниях, установленных иными главами ТК ТС. Станкевич А.В. Споры о взыскании таможенных платежей: проблемы правоприменения - 129с.
Основные принципы организации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в комментируемом Кодексе, практически не отличаются от принципов, применяемых в российском таможенном законодательстве. Так, например, комментируемая глава (ст. 357) допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с нее технологической системы "красного" и "зеленого" коридоров. При этом надо отметить, что нормы комментируемой главы позволяют организовать "зеленые" коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств - членов ТС. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо декларировать. Это позволяет в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ТС. Комментируемой главой регламентирован порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с законодательством ТС (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"; решение МежгоссоветаЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза". Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем").
Статья 351 комментируемой главы содержит термины, которые устанавливают способы перемещения товаров для личного пользования: сопровождаемый багаж, несопровождаемый багаж, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком и МПО. Порядок, установленный комментируемой главой, соответствует российскому таможенному законодательству, действовавшему до вступления в действие ТК ТС.
Порядок подтверждений предназначения ввозимых физическими лицами товаров таможенным законодательством пока не определен. При несогласии лица с решением должностного лица таможенного органа об определении им предназначения товаров -- это решение может быть обжаловано в установленном порядке. Свинухов В.Г. Таможенно- тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономисть, 2009. -82 С.
Товары, ограниченные к ввозу, могут быть ввезены на таможенную территорию при наличии соответствующих разрешительных документов. Например, временный ввоз оружия для охоты допускается на основании разрешения МВД России.Товары, запрещенные к ввозу, не могут быть ввезены физическими лицами для личного пользования на таможенную территорию РФ ни при каких условиях.
Обратите внимание! За ввоз физическим лицом товаров, запрещенных к ввозу на территорию Таможенного союза, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2500 руб. либо уголовная ответственность в виде штрафа и/или лишения свободы до семи лет (ст. 16.3 КоАП РФ; ст. 226.1 УК РФ). В этом случае товары подлежат изъятию и немедленному вывозу.
Перечень товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу физическими лицами:
Перемещать через таможенную границу физическими лицами любым способом запрещено (п. 1 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):
a) информацию на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенную для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с той территории (экстремистские материалы);
b) служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с той территории;
c) ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу физическими лицами Таможенного союза;
d) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством РФ.
Вывозить с таможенной территории Таможенного союза любым способом запрещено (п. 2 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):
a) отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения;
b) необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории Таможенного союза ограничен;
c) дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу физическими лицами при экспорте, в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров;
d) диких живых животных и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу физическими лицами при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров.
Кроме того, вывозить любым способом с территории Таможенного союза запрещено товары, указанные в п. 1.
Ввозить на таможенную территорию Таможенного союза любым способом запрещено (п. 3 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010):
a) озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу на таможенную территорию;
b) средства защиты растений, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, подпадающие под действие Приложений A и B Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001;
c) орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;
d) этиловый спирт и алкогольную продукцию общим объемом более пяти литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;
e) более 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.
Кроме того, ввозить любым способом на территорию Таможенного союза запрещено товары, указанные в п. 1.
a) К перемещению в международных почтовых отправлениях запрещены алкогольная продукция, этиловый спирт, пиво; Ст. 313 ТК ТС; п. 4 Приложения 2, утв. Соглашением от 18.06.2010
b) любые виды табачных изделий и курительных смесей;
c) любые виды оружия (их части), патроны к ним (их части), конструктивно сходные с гражданским и служебным оружием изделия;
d) культурные ценности;
e) товары, подвергающиеся быстрой порче;
f) живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей;
g) растения в любом виде и состоянии, семена растений;
h) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств;
i) озоноразрушающие вещества;
j) иные товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза и таможенным законодательством Таможенного союза.
Кроме того, запрещено перемещать в международных почтовых отправлениях товары, указанные в п. п. 1 - 3.