Конспект занятия по изо городецкая роспись. Конспект урока по изо "особенности городецкой росписи"
Городецкая роспись.
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с техникой
ВИД УРОКА: творческий практикум. Городецкая роспись . с историей и особенностями этого искусства; расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;
углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
способствовать творческому подходу работе,
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,
индивидуальные творческие способности
Воспитательная:
воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Оборудование для учителя:
Раздел “История”.
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.
На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.
Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство, мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.
Раздел “Производство”.
Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
Раздел “Мастерская”.
Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.
Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких
В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
III. Объяснение нового материала. Если урок первый, то слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.
IV. Практическая работа. Во время работы учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.
V. Завершение урока.
Как итог используются слайды из раздела “Итог”
1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?
Лепниной;
Не украшали;
Раскрашивали разноцветными красками;
2. Какие цвета использовали
Красный и синий;
Синий и белый;
Любые;
3. Где расположен узор?
В середине;
По кругу;
Где хочет художник;
4. С каких элементов начинают писать узор?
С мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;
С главного рисунка;
С какого хочет художник;
Подборка слайдов составлена таким образом что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный.
Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.
VI. Подведение итогов: выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.
Наталья Чеботова
Программное содержание : Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи . Учить выделять декоративные элементы росписи . Развивать чувство ритма, цвета.
Демонстрационный материал : иллюстрации городецкой росписи .
Раздаточный материал : кисточки; краски; вода; салфетки; шаблон разделочной доски.
Ход занятия:
Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью . А сейчас послушайте стихотворение :
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Городец – город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость . Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью , резными досками.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки , которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.
Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись . (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы ; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)
Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?
Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки . Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.
Давайте обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи . Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора) . После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.
Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку :
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый) .
Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования , обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.
Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.
Публикации по теме:
Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель. Роспись матрешки» (подготовительная группа) ГБОУ школа №1015 Материалы: 1. грам запись русской народной песни 2. хохломская игрушка «Чаша» 3. дымковская игрушка «Индюк» 4. Гжель керамика.
Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Уточка» Конспект интегрированной образовательной деятельности ("Художественное творчество", "Музыка", "Познание", "Коммуникация"). Тема "Уточка".
Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковских игрушек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской.
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе Тема: «Хохломская роспись».
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись филимоновской игрушки» Конспект НОТ №3 по декоративному рисованию в подготовительной группе Тема: «Роспись филимоновской игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ.
Тема: «Городецкая роспись». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка,.
Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой.
Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее.
У нас получился круг.
Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание».
Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку.
Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается.
Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка.
Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики.
Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым.
Покажите свою готовность.
Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть.
Физкультминутка.
Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Молодцы! Садитесь на свои места.
Проверьте ваши заготовки.
У кого уже высох круг, поднимите руку.
Теперь нам нужно нарисовать яркий круг.
Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан».
Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины?
Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку».
Скажите, где вы нарисуете яркий круг?
Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет?
Преступайте к работе.
Рисуем яркий круг также как и большой.
Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку.
Кто уже закончил, поднимите руку.
Отложите наши заготовки в сторону.
Вернемся к нашей палитре.
Теперь нужно потренироваться рисовать дужки.
При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет.
Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп.
Остановились, отложите кисточки.
Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик.
Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается.
Закончили, вернемся к нашему цветку.
Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем?
Правильно, таким же, как и яркий круг.
У кого красный круг, дужки, какого цвета будут?
У кого синий?
Преступайте к выполнению задания.
Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки.
Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге.
Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге.
Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем?
Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой.
Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками.
Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми.
Все оживили свой цветок?
Заканчивайте работу.
МУРЗАКАМАЛОВ АЛМАЗ АГЗАМОВИЧ
Мастер производственного обучения
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
На тему «Золотая Хохлома»
Уфа-2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №1
Предмет «Техника художественной росписи изделий из дерева» ПМ.02
Тема урока: «Золотая Хохлома»
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.
2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: доска, мел, проектор-компьютер (для показа презентации, фильма), репродукции;
Для учащихся: Бумага А4, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, тетрадь.
План урока (45 мин):
п/пЭтап урока
Время (мин.)
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией изделий Хохломы.
10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная работа. Выполнение элементов Хохломской росписи.
15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов.
5 мин.
Задание на дом.
2 мин.
Ход урока:
Подготовка обучающихся и учителя к работе на уроке; отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
Объяснения и закрепления учебного материала:
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.
Рассматривание образцов изделий (выставка работ - презентация).
Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Особенности Хохломской росписи:
Два приема письма:
верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.
Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.
Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.
Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.
Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.
цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый
основной элемент узора: «травка»
элементы: листья, цветы, ягоды,
композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.
Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).
Практическая работа: работа над композициями.
Вопрос:
Где и когда возникла Хохломская роспись?
Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?
Основной элемент Хохломской росписи?
Элементы Хохломской росписи?
Цветовая палитра Хохломской росписи?
Композиционное построение рисунка?
Орнамент, декор, украшение?
Практическая часть . Выполнение композиции «Хохлома» в технике верховая письмо «травки», «ягодки», «кустики»
Подведение итогов. Выставка работ. Подведение итогов.
Задание на дом: 1. Повторить пройденного урока.
2. Выполнить презентацию на тему «Хохлома» верховая и фоновая письмо и писать чем они отличаются.
3. Выполнить небольшую композицию хохломской росписи.
Итог урока: Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.
В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.
Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.
Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.
Тема урока: Городецкая роспись.
Цели урока:
1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания «Кухонная доска»
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Для учителя:
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакат «Городецкая роспись»
презентации «Городецкая роспись»
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
Запись на доске: Городецкая роспись.
Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики — подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?