Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире. Гжель — от XVII века до наших дней Гжель история возникновения для детей
Любит настоящее искусство, а Гжель – это и есть настоящее народное искусство. Красота сине-белого зимнего цвета напоминает русский зимний пейзаж.
Гжель - старинное русское село на берегу реки Гжелки, в Раменском районе, в 60км от Москвы. Название село получило от слова, происходящего из лексикона древних гончаров – «жгель», или «жечь», «обжечь». В округе, возле села, располагаются богатейшие залежи глин, поэтому здесь издавна жили гончары, которые умели понимать и чувствовать глину, могли определить толщину стенок изделия пальцами на ощупь.
Вокруг Гжели располагаются и другие сёла, жители которых занимаются гончарным делом – Трошк?во, Глебово, Реч?цы, Турыгино, Бахтеево и многие другие. Местность эту природа одарила месторождением огнеупорных глин, поэтому, издавна все жители с детства занимались гончарством. Копать глину – дело не простое, да и находится она не столь близко к поверхности.
Залежи глины чередуются со слоем песка, причём через каждый слой – иной сорт глины. Первой идёт глина простая красная - «ширёвка», второй – «пушнина» (жёлтая), в самом низу глина – «мыловка», которая и используется для изготовления фаянса и фарфора. Последняя глина – самая лучшая, белого цвета, но докопаться до неё не так-то просто.
Сделать посуду было тоже дело не простое, и занимались им мастера со стажем, ребятишки помогали обливать готовые изделия глазурью, а девочки раскрашивали, после чего обжигали. Технология изготовления в каждой деревне была своя, и её тщательно берегли в секрете от соседей, который передавался сыновьям по наследству.
Мастера гончарного дела изготавливали посуду: крынки для молока, миски, квасники, кувшины, горшочки и горшки; да и про забаву детям не забывали – делали свистульки и разные фигурки. По указу царя Алексея Михайловича вся Гжель была закреплена за Аптекарским приказом в целях изготовления посуды. Поэтому гжельские крестьяне никогда не были крепостными.
В XVIII веке друг великого М. В. Ломоносова, учёный-химик Дмитрий Виноградов всё-таки разгадал китайский секрет фарфора. В России первая фарфоровая чашечка появилась в 1749 году. Именно Виноградов организовал первую фарфоровую мануфактуру (позднее – Императорский фарфоровый завод – ИФЗ). Даже сегодня в фарфоровом производстве учитываются некоторые тонкости, подмеченные Виноградовым.
С конца XVIII века столовая посуда из фарфора считалась не только вершиной вкуса, но и свидетельствовала о богатстве и статусе хозяина. Хотя в период XVIII - XIX некоторые господа из общества не понимали благородства и изящества фарфоровой посуды, считая её слишком простой, поэтому предпочитали серебро и золото. А у простого люда в обиходе была деревянная, керамическая или металлическая посуда.
Именно из гжельской глины был впервые изготовлен русский фарфор. С тех пор стали возникать артели по производству фарфора, которые перерастали в небольшие фабрики. В 1871 году таких производственных организаций было уже около 100. Гжельские крестьяне жили весьма неплохо, зарабатывая своим трудом, ведь сам Императорский двор заказывал гжельский фарфор. А местных заводчиков награждали серебряными медалями. Гжельские сервизы иногда доходили до150 персон…
Пришло время раскулачивания. После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском районе были национализированы все фабрики. Некоторые из них, самые крупные и хорошо оснащённые, стали государственными. А попросту говоря, отобраны фаянсовые заводы, построенные предками братьев Барминых, братьев Акулиных, братьев Дунашовых и многих-многих других. Это были гончарные династии, а заводики их были приобретены многолетним трудом.
Вскоре гжельские мастера поняли, что если им никто не окажет помощи, то горшки придётся привозить из других мест. Хорошо, что такие люди нашлись. В 1933 году в село Турыгино, где был заводик братьев Дунашовых, пришли те, кому дорого было древнее ремесло - учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Именно о них следует упомянуть, хотя таких оказалось немало. Они возродили гжельское мастерство и разработали свой стиль – синие узоры на белом фоне, ведь раньше Гжель была разноцветной.
Посуда расписывалась жёлтыми, красными и зелёными красками. И тогда Гжель не была предметом роскоши. Гжельская посуда – кувшины для молока, квасники, миски, кружки предназначались для простого люда, да ещё для трактиров. Сегодня синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба, и т.п. – фирменные цвета гжельской росписи. Но для себя гжельские мастера изредка делают посуду разноцветной.
Инструмент живописца – кисточки, палитра, шпатель для смешивания красок и баночка с окисью кобальта. Кобальт – особая краска по керамике, которая изначально почти чёрная, как сажа, а становится ярко-синей только после обжига. У гжельских мастеров насчитывается свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Теперь можете представить, какие замечательные художники и мастера делают прекрасную Гжель.
Какие сюжеты на Гжели? Это, прежде всего, природа и времена года, особенно русская зима. Могут быть и сценки из городской и деревенской жизни, персонажи из русских сказок, синие птицы, синие цветы и т.п.
К сожалению, среди сине-белой гаммы очень часто попадаются подделки под Гжель. Штампик «хендмейд» на желтоватого цвета изделиях, украшенных синими мотивами – это не Гжель.
Как найти, или отличить настоящую Гжель? Это не просто. Искать надо изделия настоящих мастеров, которые с первого взгляда завораживают. Вглядитесь в рисунок – на изделии настоящего мастера сделано всё с любовью, без спешки, на нём нет случайных размазанных стежков.
На настоящих гжельских изделиях все мельчайшие детали продуманы, отшлифованы, изделия удобны в использовании (если отверстия в посуде таковы, что ими пользоваться затруднительно, или чайник и чашечка неустойчивы, а крышки не плотно прижаты – это не та Гжель). Если вам нужна фарфоровая Гжель, то первое её свойство – она очень лёгкая, если вы этого не почувствуете – это фаянс. Фарфор (от турецкого farfur) – изделие тонкой керамики, в отличие от фаянса, он более прочный и непроницаемый для воды. Это белые, звонкие, просвечивающиеся в самом тонком слое чашечки.
Фарфоровыми компонентами являются каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. В какой пропорции? – А это уже секрет! Фаянс (от французского faence) – изделия из него также могут быть из тонкой керамики, но плотные и пористые, при ударе издают глухой звук. Фаянс легко впитывает влагу, поэтому все фаянсовые изделия покрывают сплошным слоем глазури. Фаянс легче трескается и бьётся. Если на фаянсовой чашечке треснула глазурь, её уже можно выбрасывать. Компоненты фаянса те же, что у фарфора, но в других пропорциях.
И самое отличительное свойство настоящей Гжели, даже если не приглядываться во все мельчайшие детали, – это цена. Настоящая Гжель авторской работы высокохудожественная, неповторимая, которая не может быть дешёвой, другое дело заводская поточная работа, которая приносит прибыль. Поэтому приходится выбирать – либо дёшево, либо дорого с настоящими художественными традициями.
Однако, большинству из нас нужна и недорогая продукция, но она тоже должна иметь гжельскую марку. На донышке изделия должен быть гжельский штамп (клеймо). У государственного завода «Объединение Гжель» – двуглавый орел с надписью «Гжель». Если работа авторская, тогда на ней есть авторский знак и фамилия мастера-художника.
Если вы «загорелись» приобрести гжельскую посуду, подумайте, как впишется она в ваш интерьер, может быть придётся что-то изменить, ведь Гжель любит сине-белую оправу, то есть интерьер должен сопутствовать Гжели, но ведь это так красиво.
Кстати сказать, вышивка в стиле гжельских росписей поможет создать уникальную атмосферу в вашем доме.
Вышивка Гжель
В узорах вышивки, напоминающих Гжель, чаще всего используются мотивы растительного характера. Узоры могут состоять из мелких или крупных мотивов, в которые включаются цветы, листочки, ягодки, изредка могут быть отдельные рисунки, изображающие людей и животных в окружении растений.
В вышивке применяются различные швы и глади, в основном это стебельчатый шов, «вперёд иголку», шов «за иголку», тамбурный, «крестик», владимирские швы, которые сами по себе довольно разнообразны, и очень часто используется техника мстёрской глади – гладь с настилом, «россыпью».
Вышивка в одном мотиве может быть построена как в одном виде шва или глади, так и в сочетании друг с другом.
Гжель не любит разноцветья в интерьере, – в ней присутствуют оттенки синего и белого, причём в одной вышивке оттенки синего тоже не имеют большого разнообразия, максимум допускается присутствие трёх синих – например, кобальтовый, васильковый и бледно-голубой. Иногда белый цвет заменяет просто белое полотно, на котором вышивается изделие, то есть белые нити не присутствуют в самой вышивке. Вышивается Гжель чаще всего нитками мулине, в зависимости от вида изделия и техники выполнения нити берутся в несколько сложений.
Поэтому, если вы далеки от гончарного искусства, не следует огорчаться, вышитые изделия в стиле Гжели помогут вам. И не только вышивка, но и бисерное плетение.
Для тех, кто любит синий цвет, украшения Гжель – одни из самых лучших. Здесь может быть сочетание бисера или бусин синего цвета и белых перламутровых разных размеров, а белый жемчуг в сочетании с синим – просто сказка!
Вот такая она Гжель – и в гончарном искусстве, и в вышивке, и в сине-белом бисере.
ГЖЕЛЬ - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и
километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним
ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей
росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее
пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное,
богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.
Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее
лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.
Сколько
же лет этому русскому народному промыслу?Археологические исследования на
территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала
XIV века. Впервые поселение Гжель упомянуто в документах, датированных 1320 г.
Именно тогда оно среди других поселений было отписано великим князем Иваном
Даниловичем Калитой старшему сыну. С того времени Гжель постоянно фигурирует в
духовных грамотах. И неудивительно - гжельская земля издавна была богата лесами,
реками, высококачественными глинами, "которой нигде не видал я белизною
превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала
разные периоды.
На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали
предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она
прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с
яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера
изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем
фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в
один цвет - синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической
прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие
заводы и крупные предприятия. Конец XIX - начало XX веков стали периодом
глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное
время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка.
Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых
мастеров. В результате это привело к успеху.
В 1972 Объединение "Гжель",
создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких
деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью
новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные
требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель"- современное
предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из
1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки,
изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели"
пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. Гжель - это
композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель
следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели
расписывают каждое изделие только вручную. В "Гжели" работают
высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии.
В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского
сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами
аспиранта в Москве. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы,
украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе
технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
КАК СОЗДАЮТСЯ ГЖЕЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ,
Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.
Голубое на белом.
История
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.
Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика - в то время она была популярной.
К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.
Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Гжель в настоящее время
Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.
Гжельский фарфоровый завод.
На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.
На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:
- посуда;
- вазы;
- подсвечники;
- статуэтки;
- лампы;
- часы;
- шкатулки;
- камины;
- люстры;
- чайники, и пр.
Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.
Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…
Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.
Магазин фарфора в селе Гжель.
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель - это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора - идеально гладкая, а фон - белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели - лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.
На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.
Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Гжель - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных русских мастеров.
Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные трубы для московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же художественным замечательным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый живописный изобразительный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.
Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.
Что такое "гжель"? Ремесло или высокое искусство? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Гжель, история которой уходит корнями в начало 14 века, за несколько столетий успела побывать в нескольких ипостасях. Это "непостоянство" никак не умаляет достоинств художественного ремесла. Впервые народный промысел "гжель" был упомянут в посмертном завещании Ивана Калиты, великого князя Московского, в 1340 году, который повелел наследовать керамические доходные мастерские сыну своему.
Гжель или жгель
Название "гжель", история появления которого до сих пор вызывает споры, тем не менее существует в нынешнем виде уже давно. Разброс мнений практического значения не имеет. Одни ученые-этимологи утверждают, что оно произошло от реки Гжелка, Гжолка или Гжелька, протекающей в верхнем Приднепровье, другие специалисты склонны считать, что первоначально народный промысел "гжель" назывался жгель, поскольку изделия из керамики жгли и обжигали. А буквы переставили уже сами русские простолюдины, которые отличаются извечной привычкой все переиначить, перефразировать и перевернуть. Например, русский человек слово "омнибус" произносит как "обнимусь". И с этим ничего нельзя поделать. Так и тут - жгель и гжель.
Белая глина для аптекарей
Что такое Гжель? Это местечко, издавна прославившееся высококачественной белой глиной, добыча которой была налажена еще в 17 веке. В 1663 году вышел указ гласивший: "в волости гжельской добыть глины, что годится для алхимических да аптекарских сосудов". И в Москву в адрес аптекарского приказа доставили 15 возов, груженных глиной. С тех пор глинодобывающий завод "Гжель" стал поставщиком белой глины для московских аптекарей. А русский ученый Михаил Ломоносов так сказал: "Едва ли есть более чистая земля, без примешания, более чем гжельская, кою химики девственницей зовут, за ее белизну и чистоту". Кроме белоснежных сортов глины, в "гжельском кусту" скрываются под землей еще несколько видов промышленной глины, пригодной для производства различных изделий, в том числе и художественных. Ученые пробовали определить объемы запасов методом простых расчетов, однако ничего из этого не вышло - стало очевидно, что разведанные пласты - это всего лишь малая часть реально существующих залежей. Вывод однозначен: сырья хватит еще не одному поколению.
Что такое гжель с точки зрения гончарных дел мастеров
Без малого четыреста лет в гжельских мастерских делали из глины посуду гончарным способом, печные изразцы и простые детские игрушки.
В 1812 году в губернии насчитывалось 25 заводов, которые производили огромное количество кухонной утвари. Особенно ценилась продукция заводов Лаптева и Ермила Иванова, расположенных в селе Кузяево. Покупатели обращали внимание не только на заводское клеймо, важно было удостовериться в том, что изделие сделано одним из трех наиболее уважаемых гончаров: Кокуном Иваном, Гусятниковым Никифором или Иваном Срослеем. В то время предвестниками всемирно-известных гжельских художественных изделий были и статуэтки, звери, птицы, лошадки и куклы. Каждый предмет непременно находил своего покупателя.
Художественное оформление изделий
Что такое гжель с точки зрения иностранцев? После того как близ деревни Минино нашли пласт особо пластичной светло-серой глины, на местных фарфоровых заводах было налажено производство фаянса, из которого получались изящные кувшины и вазы, квасники и кумганы. А в первой половине 19 века начался выпуск классической сине-белой гжельской посуды. Иностранцы, любители русской культуры, сразу же обратили внимание на необычные изделия, которые стоили дешево, а красотой превосходили известные фарфоровые шедевры немецких мастеров. Таким образом, словосочетание "гжель - посуда" приобрело определенный смысл. На артельщиков посыпались заказы, это было начало эры подлинного гжельского искусства.
В то время на Руси не было достаточного количества фаянсовой или фарфоровой керамики для кухни, в богатых домах пользовались столовым серебром, а люди среднего достатка довольствовались разрозненными тарелками, чашками и блюдцами из обожженной глины низкого качества. Поэтому неудивительно, что с появлением гжельской посуды начался настоящий бум. Купцам и промышленникам сразу стало ясно, что рынок посуды нуждается в огромном количестве красивых и чайных, простых и праздничных. И гжельская посуда как нельзя лучше подходила для этих целей.
Старообрядец Яков Кузнецов
В 1812 году житель села Новохаритоновского, некто Кузнецов Яков Васильевич, старообрядец по вере, открыл небольшое фарфоровое производство, которое вскоре разрослось до размеров огромного предприятия с филиалами в Рыбинске, Твери и Риге. Изделия в стиле "гжель", фото которых представлены на странице, требовали высокого профессионализма при их изготовлении. Кроме того, каждый новый завод тоже нуждался в специалистах, и Яков Васильевич стал приглашать мастеров и художников со стороны. Люди приезжали целыми семьями, им предоставляли жилье и создавали комфортные условия в расчете на то, что они останутся надолго. Так оно и было, дети приглашенных специалистов наследовали профессию родителей и с честью продолжали начатое ими дело. Таким образом, фарфоровая промышленность успешно развивалась, промысел "гжель" процветал. При этом доля заказов, которые делали иностранцы, составляла более 80 процентов от общего объема выпускаемой продукции. Словосочетание "гжель - посуда" доминировало в торговле. Продукции требовалось все больше, фарфоровые заводы начали задыхаться от нехватки рабочей силы, а взять квалифицированных специалистов было негде. Заводчики в два раза увеличили заработную плату рабочим и на треть жалованье служащим. Желающих поработать на гжельских предприятиях сразу прибавилось и кадровый вопрос был на какое-то время решен. Заводы заработали в полную силу и теперь продукции хватало для российского рынка с избытком и еще оставалось для заграницы.
Материал и технологии
Месторождение белой глины в гжельских районах содержит 17 сортов, из которых можно выделить два основных - первый для производства фаянса и фарфора, это "беложгущий" сорт, и второй - красная керамика "гжели" и майолика.
Огромный потенциал фарфорового производства увидел и царь Московский и всея Руси После недолгих раздумий монарх принял решение. По всей Гжельской земле отменили крепостное право, ремесленники получили вольную царским указом и были приписаны к Дворцовым ведомствам. Ученый Михайло Ломоносов вместе со своим сподвижником Дмитрием Виноградовым открыл новый рецепт фарфора, который в полной мере соответствовал уникальной структуре гжельской глины. Открытие было сделано в 1748 году и с тех пор началась история русского фарфора в глобальном значении. В короткое время построили Императорский завод, который стал главным промышленным предприятием по выпуску фаянсовых изделий на территории России. А керамика "Гжели" вскоре приобрела промышленный статус.
Популярность гжельского промысла
В 19 веке гжельская керамика распространилась по всей российской территории. Что характерно, чем больше на фарфоровых заводах выпускалось продукции, тем качественнее она становилась. В архивных анналах императорской канцелярии того времени хранится заказ на посуду для царского стола, выписанный гжельскому производителю тонкого фарфора Степану Афанасьеву: "...на заморский фасон самолутчей доброты...", что означает "в соответствии с самым лучшим заграничным качеством". И надо полагать, что мастера-художники, работавшие у мануфактурщика Афанасьева, блестяще справились с задачей. Уже тогда фаянсовые заводы конкурировали между собой, стараясь опередить друг друга в качестве продукции. Это была здоровая конкуренция, в которой не было соперничества. Наоборот, мастера старались делиться опытом и благожелательно раскрывали один другому секреты производства.
Классика сине-белого цвета
Постепенно вся продукция российских фарфоровых заводов, выпускаемая под маркой "Гжель", фото свидетельствуют об этом, перешла на раскраску синим кобальтом. Этот цвет стал "фирменным" в первую очередь для посуды, а затем и для всей остальной продукции, игрушек и сувениров. Монохромный кобальт, красивый ярко-синий цвет, был получен в 1735 году шведским минералогом Георгом Брандом из горного колчедана.
Кроме "фирменного" цвета, гжельские фарфоровые изделия отличались прекрасно выполненными сюжетными рисунками. Художники рисовали спонтанно, без эскизов и набросков, сразу "набело", и это у них получалось. Гжельский рисунок - это всегда выверенный художественный образ, который очень редко повторяется. "Под копирку" сине-белые изделия выпускаются только в качестве сувениров, да и то малыми сериями. В основном "Гжель" - экземпляры, изготовленные на хорошем художественном уровне.
Техника рисунка
Технологии, применяемые в гжельском производстве, разнообразны и достаточно эффективны. Мастера при этом не ищут простых путей, работают по сложным схемам, на ходу осваивая новые методики. В последнее время гжельские художники стали применять так называемую смешанную технику живописи, надглазурную и подглазурную, когда основной кобальтовый рисунок наносится на влажную глину, под глазурь, а более точный орнамент рисуется уже по глазури. Надо сказать, что этот способ стал последним в цепочке нововведений, поскольку именно тогда гжельские изделия перестали быть роскошью и вошли в повседневный обиход. Таким образом, сине-белые сервизы, шкатулки, детские игрушки и другие изделия были поставлены на поток.
Времена застоя
После революции 1917 года большинство фарфоровых заводов закрылось, так как некому было вести дела на производстве - талантливые инженеры, все как один, эмигрировали, а оставшиеся кадры не справлялись с задачами. Тем не менее после двадцатилетнего простоя искусство тонкого фарфора начало понемногу восстанавливаться. Процесс возрождения был запущен благодаря подвижничеству художников-керамистов, энтузиастов гжельского художественного промысла.
Свой вклад в дело возрождения гжельского искусства внесла художница Н. И. Бессарабова, ее поддержал скульптор-керамист, известный искусствовед А. Б. Салтыков. Под их руководством народный промысел был полностью восстановлен и вновь сине-белые изделия засияли позолотой во всем мире.
"Гжель" сегодня
В настоящее время продолжает развиваться, появилось новое поколение талантливых художников, работающих в традиционной манере, но с применением суперсовременных технологий. "Гжельский куст" находится в шестидесяти километрах от Москвы, протянувшись в Муромском направлении, он объединяет 27 деревень, в каждой из которых живут и работают потомственные гончары и художники.
Сегодняшняя "Гжель" - это гордость страны, российская визитная карточка в сфере изобразительного искусства, наряду с хохломой, жостовским промыслом, Федоскинскими миниатюрами - все это народные промыслы России. "Гжель" по праву возглавляет этот престижный список.