Логопедическое развлечение в подготовительной группе с презентацией. Сценарий осеннего развлечения в подготовительной логопедической группе
Орлова А.С., учитель-логопед .
Цель: Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
Образовательные: учить подбирать антонимы к словам, закреплять навыки звуко-слогового анализа, совершенствовать грамматические категории, упражнять в употреблении и объяснении фразеологизмов.
Развивающие: развивать фонематический слух детей, психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку и к логопедическим занятиям, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Мультимедийная система; презентация “ Герои сказок”; магнитофон; плакат: “Занимательный ЕГЭ для дошколят”; Д/И “Найди домик для игрушки”; кроссворд; маркер, Д/И “Собери цветок”; бубны; дипломы, шоколадные медали.
Предварительная работа: Повторение и заучивание стихов.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы знаете, что каждый год наши старшие ребята сдают в школе ЕГЭ (единый государственный экзамен). На этом экзамене выясняется, какие знания они получили, обучаясь в школе. Вот и мы решили провести ЕГЭ только для дошколят. Вопросы и задания на этот экзамен готовили для вас самые известные в мире сказочные герои.
Итак, вы готовы принять участие в этом трудном, но достойном испытании?
1/ Первое задание для вас подготовили всем известные в сказочном мире гномы. (на экране появляется изображение гномов)
Д/игра “Какой дом у гномов?”
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … (дом).
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко).
Самый мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище).
Гномы хотят узнать, какие у них будут дома, если они их построят из:
2/ - Что за крик? Что за рёв?
Там, не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Катя – рёвушка!
Плачет, заливается,
Платьем утирается.
Второе задание для вас подготовила Девочка - Рёвушка. (на экране изображение плачущей девочки)
Вы знаете, что Рёвушка плачет день и ночь. Ребята, придумайте, как её можно рассмешить. (дети предлагают свои варианты)
А я знаю ещё одно решение этой проблемы! Давайте ей прочитаем весёлый стих.
Можно двадцать тысяч раз
Уронить железный таз.
А фарфоровую вазу
Уронить нельзя ни разу.
Ведь на двадцать тысяч раз
Надо двадцать тысяч ваз.
(А. Кондратьев)
3/ А кто подготовил для вас следующее задание вы узнаете, если загадки отгадаете, а отгадки мы впишем в этот кроссворд по горизонтали, тогда в желтых клеточках вы прочитаете и узнаете кто для вас приготовил следующее задание.
Загадки для кроссворда:
(на экране появляется изображение сороки)
4/ Сорока приготовила экзаменационное задание не толькодля детей, но и для взрослых. Она повсюду летает, много слышит, но вот объяснить смысл некоторых выражений не может. Пожалуйста, наши самые умные дети и уважаемые взрослые, объясните сороке, что бы это значило:
Словесная игра “ Объясни выражение”
- Трещит, как сорока.
- Клевать носом.
- За тридевять земель.
- Витать в облаках.
- Задирать нос.
5/ Подвижная игра “Весёлый бубен”.
Скорее становитесь в круг, сейчас немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется “Весёлый бубен”.
Стоя в кругу, под музыку, дети друг другу по цепочке передают бубны, произнося слова:
“Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Тот сейчас станцует нам!
(по окончанию слов, те дети, у кого оказались бубны выходят в круг и танцуют.)
6/ Следующее задание для вас подготовил Незнайка. (на экране – изображение Незнайки)
Незнайка предлагает вам, навести порядок и поселить игрушки в свои домики.
Д/игра “Найди домик для игрушки”
Если в названии игрушки 1 слог, то она живёт в доме с одни окном,
2 слога - в доме с двумя окнами,
3 слога – в доме с тремя окнами.
(дети расставляют игрушки по местам)
7/ А это задание для васподготовил Буратино. (на экране –изображение Буратино)
Он очень любит спорить,
Вот и решил поиграть с вами в игру “Скажи наоборот”.
Словесная игра “Скажи наоборот”.
Чем дружнее вы будете отвечать, тем выше будут ваши оценки.
8/ Последнее задание для вас приготовила Дюймовочка.
(На экране - Дюймовочка)
Она очень любит цветы и поэтому, попросила вас сложить для неё ромашки. Но ромашки не простые: На серединке каждой ромашки изображены символ звука и буква. Вам необходимо к каждому цветку подобрать лепестки с картинками, которые начинаются с заданного звука.
Д/игра “ Сложи цветок”.
9. - Вот и подходит к концу наш весёлый экзамен для дошколят.
Мы убедились, что вы любите и знаете свой родной язык. Ведь без него мы не можем обойтись.
По итогам проведённого экзамена мы хотим вручить вам сертификат качества знаний. По итогам проведённого экзамена, мы хотим вручить вам сертификат качества знаний и медали.
(дети награждаются дипломами и шоколадными медалями)
Организация: ГБДОУ д/с № 7 Выборгский район
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург
Цель: закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков.
Задачи:
- Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.
- Закреплять навыки и представления, полученные на занятиях на материале сказочного сюжета.
- формировать грамматический строй речи: упражнять детей в образовании различных падежных форм существительных (Р.п., В.п.);
- упражнять в подборе прилагательных и слов-антонимов;
- формировать связную речь детей: упражнять в составлении распространенных предложений;
- Развивать фонематические представления, навыки чтения.
- Развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать дружественные отношения между детьми, прививать любовь к литературе.
- Создавать положительный эмоциональный фон и благоприятный микроклимат на досуге.
Оборудование , мультимедийная установка, коврограф, сундучок с книгами, золотой ключик, два конверта с письмами, предметные картинки, иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», схемы звукового анализа, цветик-семицветик.
раздаточный материал: «Денежки» (картонные кружки, на каждом кружке написана одна согласная буква), яблоки, игрушки, муляжи, листки с изображениями сказочных героев, краски, кисти, акварельные краски, баночки с водой, тряпочки, клеёнки.
Ход занятия.
Звучит сказочная мелодия. Дети заходят в зал. Зал похож на «поляну сказок»
Слайд изображающий поляну сказок. Звучит музыка
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня мы оказались на поляне сказок. Здесь живут сказки. А вы любите слушать сказки?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: смотрите, ребята, какой сундучок здесь есть. А в нем должно быть лежат книги со сказками. Давайте заглянем в него и почитаем с вами вместе какую-нибудь сказку.
Дети: Давайте.
Воспитатель открывает сундучок, а он пуст.
Воспитатель: Ой, ребята, а где же наши сказки? Сундучок пустой. Куда же все пропало? Как вы думаете?
Дети дают разные ответы.
В это время в зал влетает Карлсон(логопед в роли), крутя руками, как пропеллером. Останавливается около ребят и рассказывает им, что он знает.
Логопед - Карлсон: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Карлсон.
Логопед -Карлсон: Я знаю, что у вас приключилась беда. Все сказки куда-то исчезли. И я прилетел вам сказать, что они все пропали из-за того, что перестали дети и взрослые читать книжки. Вот я по вечерам летаю, в окна заглядываю – друзей ищу и часто наблюдаю такую картину – ребенок сидит то перед телевизором, то за компьютером, по два, три телефона в руках…Ужас…Книжки читать перестали. Вот и ушли сказки. Обиделись на вас. А чтобы их найти и вернуть, нужно выполнить задания, которые вам оставили персонажи этих сказок. Выполните?
Дети: постараемся.
Ведущий: Вместе мы их обязательно найдем.
Логопед – Карлсон: Я не сомневаюсь, но сначала поиграйте со мной в игру «Как живешь».
Ритмопластические упражнения. Дети отвечают «Вот так» и показывают соответствующие движения жестами.
Как живешь?
Как плывёшь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?
А молчишь?
Логопед – Карлсон: молодцы, ребята, зарядили вы меня.
Карлсон обращает внимание на экран . Слайд с изображение Буратино
Ребята, смотрите... Кто это? Узнали?
Дети: Буратино
Воспитатель: ребята, смотрите, пропал наш Буратино. Слайд со знаками вопроса
Буратино с экрана:
«Здравствуйте ребята, помогите найти сказку. Я приготовил для вас монеты. Монеты не простые, на них написаны буквы. Слушайте задание: «Надо отправиться в магазин, выбрать в магазине только тот продукт, в названии, которого есть буква с вашей монеты».
Воспитатель: Он оставил для нас денежки. Денежки не простые. На них написана буква. А вот и задание.
«Надо отправиться в магазин, выбрать в магазине только тот продукт, в названии которого есть ваш звук и буква, обозначающая этот звук»
Игра «Покупаем в магазине»
Дети по очереди подходят игрушечной витрине магазина и выбирают продукты – муляжи с заданным звуком, дают полный ответ: «Я купил в магазине морковь, потому что на моей монете нарисована буква Р»
Воспитатель: Карлсон, мы дарим тебе эту корзину.
(на экране исправленная картинка из сказки) Слайд с изображением Буратино.
Логопед-Карлсон: Молодцы. Мы вернули сказку. Первое задание выполнено.
У Карлсона начинает барахлить моторчик.
Воспитатель: Карлсон, что с тобой случилось?
Логопед –Карлсон: Ребята, помогите, что-то моторчик мой не заводится. Что же делать?
Дети: вареньем заправиться.
Логопед – Карлсон: правильно, ребята, угадали. Я люблю варенье. Оно такое…. помогите мне, какое?
Дети: вкусное, ароматное, сладкое…
Логопед – Карлсон: а как вы думаете, ребята, какое я люблю варенье
Дети: грушевое, яблочное, персиковое и т.д.
Карлсон пытается завести моторчик, у него не получается.
Воспитатель: я, кажется, знаю, как нам тебе помочь, Карлсон, как звучит моторчик, ребята?
Дети: р-р-р-р-р.
Воспитатель: а давайте мы проговорим чистоговорки со звуком Р и заведем моторчик.
Дети по очереди проговаривают чистоговорки:
Ра-ра-ра – в сказку нам идти нам пора
Ра-ра-ра- всем поможет детвора
Ро-ро-ро- будем делать мы добро
Ры-ры-ры – лучше нету детворы
Ры-ры-ры- будем мы всегда добры
Ру-ру-ру-сказки в сундучок верну
Логопед - Карлсон: а дайте-ка я тоже попробую – ра-ра-ра – ух какая детвора! Ура!
(у Карлсона заводится моторчик)
Логопед - Карлсон: Ой, спасибо, ребята. Все вы правильно сделали. И моторчик починили.
Воспитатель: А нам пора познакомиться с другими героями сказок. Ребята, вы узнали из какой сказки эти персонажи. Слайд показывает Аленушку и братца Иванушку.
Дети: Гуси-лебеди.
Сказка пропала Слайд со знаками вопроса
Логопед-Карлсон: Ребята, смотрите, опять сказка пропала.
(запись)Аленушка с экрана: «Ребята, помогите нам, найдите яблоньку. Сорвите по яблочку. Прочитайте слово и назовите слово с противоположным значением. Тогда сказка вернется.
Дети находят яблоню с яблочками, на которых написаны слова, выполняют задания (слова: добрый – злой, хорошо – плохо, далеко – близко, молчать – говорить, заснуть – проснуться, короткий – длинный)
Воспитатель: вот это да!! Вы и с этим справились. (На экране появляется картинка из сказки) Смотрите, сказка к нам вернулась!!! Какие молодцы.
Логопед - Карлсон: А мы немного взбодримся.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Логопед - Карлсон: Ну, что ребята, отдохнули? Посмотрите, кто перед нами?
Слайд - картинка из сказки «Цветик-семицветик»
Воспитатель: ребята, опять сказка пропала. Слайд со знаками вопроса.
Давайте послушаем.
Девочка Женя с экрана. «Я растеряла волшебные лепестки. Найдите их, пожалуйста, и соберите вместе! Для этого вы должны определить из какой сказки эти слова»
Карлсон вместе с детьми находят лепестки, на обратной стороне, которых фрагменты текста различных сказок.
- Случилось у меня горюшко!
Заболел Иванушка.
Испил водицы.
Из козьего копытца.
Определите из какой сказки отрывок?
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра.
« По щучьему веленью».
- Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
«Колобок»
- Красная девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнышке тяжко, слезы льет бедняжка.
«Снегурочка»
5.Видит девочка – стоит яблонька.
Яблоня – матушка, спрячь нас.
Съешь моего яблочка, тогда спрячу.
«Гуси –лебеди».
6.А дорога далека, а корзина не легка.
Сяду на пенек, съем пирожок.
« Маша и медведь»
7. - Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная?
Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!
«Морозко».
Воспитатель: Вот мы и собрали цветик-семицветик.
Слайд (На экране появляется исправленная картинка из сказки).
Логопед – Карлсон: Вернули сказку. УРА!!! Слайд с изображением Мальвины
Нас ждет новое испытание. Кто перед нами?
Дети: Мальвина.
Воспитатель: послушаем задание Мальвины. Слайд - Мальвина с экрана: «Ребята, я оставила для вас конверт с заданием на болоте у черепахи Тортилы. Найдите его и узнайте задание»
Дети отправляются искать конверт.
Воспитатель: А вот вам и задание от него. «Слушайте внимательно слова, Если в слове услышите звук К – вы хлопаете в ладоши, и Карлсон закрывает клетку цветным квадратом. Если звука К нет, клетка остается не закрытой. В конце вас ждет сюрприз»
Воспитатель произносит слова: коробка, юбка, кулак, сапоги, стол, лампа, журнал, школа, апельсин, волшебник, телевизор, книга, роза, птенец, луна, кошка, сумка, ваза, самокат, пижама, жук, капуста, кольцо, василек, пиджак, снеговик, кабачок, ежевика, бочка, чайник, ножницы, зима, игла, глобус, глаза, малина.
Логопед: Ребята, что же у нас получилось?
Дети: Ключик. Слайд (На экране появляется ключик, звучит музыка)
Снова звучит сказочная мелодия и появляется сундучок.
Логопед: Ребята, смотрите!!. Давайте теперь попробуем открыть его и посмотреть, что внутри.
Дети: Давайте.
Открывается сундучок. В нем лежит письмо. Воспитатель читает: «Чтобы вернулись сказки, должно произойти волшебство. Возьмите кисточку, воду, сказочный рисунок проведите по сказочному рисунку. Что же получится.
Дети выполняют работу, у каждого появляется на листе изображение.
Дети рассказывают, что у них получилось.
Воспитатель: Как замечательно все получилось! Волшебство удалось. Я дарю вам эти рисунки.
В это время звучит волшебная музыка, Карлсон заглядывает в сундучок. –
Логопед-Карлсон: Ребята, смотрите, в сундучке появились книжки.
Карлсон и воспитатель благодарят детей за выполненные задания, за помощь персонажам.
Воспитатель: ребята, какие же сказки мы вернули?
Дети рассматривают книги и дают ответы.
Давайте поблагодарим Карлсона за помощь.
Логопед-Карлсон: ну что, ребята поняли, что нужно делать, чтобы книжки больше не пропадали?
Логопед-Карлсон: до свидания, ребята, до новых встреч!
Плеханова Валентина Сергеевна
Цели: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.
Задачи.
1. Формировать умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
2. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
3. Воспитывать у детей готовность к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.
Ход развлечения.
Логопед. Ребята, вы любите сказки? (Да).
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей).
- Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)).
- Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы)
(Звучат голоса птиц, голос - микрофон)
-Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я Василиса Прекрасная! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.
Логопед. - И где же нам искать Василису Прекрасную? А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает.
« Чтобы увидеть Василису, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство».
Логопед. - Как?.. А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три… Вот мы и в сказочном царстве. (Яблоня)
Логопед. - Посмотрите, яблоки волшебные, на них написано что-то.
Яблоня. - На моих яблочках пословицы и поговорки. На одном яблочке начало, на другом конец. Если найдёте каждому яблочку пару и скажете для какой сказки эта поговорка подходит, то укажу вам дорогу к Василисе. (Дети составляют поговорки, читают их.)
В тесноте, да не в обиде. («Рукавичка»)
Чьи хоромы, того и хлеб. («Три медведя»)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Лиса и заяц)
Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть»)
Появляется Баба Яга:
- Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную? Ха, а я вот возьму и не пущу вас к ней. Если не ответите на мои вопросы, то так и не узнаете, что же у Василисы в волшебном ларце лежит.
- Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка - невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и т. п.)
- На чём передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.)
- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
- В какой сказке живёт Баба Яга? («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Финист- ясный сокол», «Царевна- лягушка»).
- И зачем вы детей мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень-очень несчастливая!
Как я устала быть злой старушкой!
Логопед. - Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? Баба Яга, ты присылала детям письмо?
Баба Яга. - Присылала! Присылала! Интересно, выполнили они мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать красивой, воспитанной и образованной.
Логопед. - Так в этом тебе помогут наши ребята! (Дети предлагают надеть Бабе Яге новый костюм и рассказывают новую сказку о её жизни)
- А ещё, Баба Яга, мы нарисовали тебя. (Показ рисунков).
Спасибо, ребята, что помогли мне стать доброй. Угощу я вас за это пирожками…Ой, пирожок убежал. (Баба Яга убегает за кулисы, догоняя пирожок. Из-за кулис выбегает пирожок.)
Пирожок. - Здравствуйте, ребята!
Логопед. - Здравствуйте. А ты кто такой?
Пирожок.
- Я весёлый пирожок,
У меня румяный бок.
Колобка я младший брат,
Вам, ребята, очень рад.
- А я всё слышал. Вы ищете ларец Василисы Прекрасной?
Логопед. - Да, вот только не знаем, куда же нам дальше пойти? Где искать Василису Прекрасную?
Пирожок. - Отгадайте для начала мои загадки, может и помогу вам.
Только прыг через порог,
И пошёл гулять без ног. (Колобок)
Самовар она купила,
Тараканов пригласила.
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю». (Муха-Цокотуха)
Кем детей пугают мамы,
Если дети их упрямы?
Отвечайте поскорей,
Кто же это? (Бармалей)
Он живёт в лесу дремучем,
Тёмном, страшном и колючем,
Как злодей, вполне успешен-
Вредный волосатый…(Леший)
Никогда ему не верьте,
Хоть он скажет, что бессмертен,
Состоит он из мощей-
Отвратительный…(Кощей).
Молодцы.
- Вы в пути ничего не потеряли? А то я бежал по тропинке и вот что нашёл.
Логопед. - Кто-то платочек обронил. Что за слова на нём вышиты? (Дети читают «Василиса Прекрасная»)
Пирожок. - Так вот чей это платочек. Неужели с Василисой Прекрасной беда стряслась, раз она свой платок потеряла? Что же могло случиться? (Дети высказывают свои предположения)
Логопед. - А я думаю, что это Василиса Прекрасная нам дорогу указывает.
Пирожок. - А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка…
« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Нашли волшебный ларец. Ларец откроется, если вы ответите на вопрос «Какие бывают сказки?»
(Пирожок открывает ларец и достаёт детям угощения)
Дети.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и добрее,
Терпеливей и мудрее!
Логопедический утренник – одна из форм проведения итогового занятия для дошкольников с нарушениями речи. Мероприятие проводится в конце курса коррекционного обучения. Участниками утренника являются: дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель. В качестве гостей приглашаются дети старшей группы, родители, педагоги ДОУ.
Логопедический утренник – это прекрасная возможность подвести итоги коррекционной работы в непринужденной, праздничной атмосфере. Это, прежде всего, праздник, на котором дети с гордостью демонстрируют свои достижения, получают положительный эмоциональный заряд, проявляют творческие возможности и личностные качества.
Логопедический утренник позволяет:
- закреплять полученные речевые умения и навыки и демонстрировать их в различных речевых ситуациях;
- активизировать навыки самоконтроля за речью;
- формировать навыки публичного выступления (тем самым способствуя успешной социализации ребенка);
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Логопедический утренник стал традиционной формой работы учителей-логопедов в нашем ДОУ. Предлагаю сценарий логопедического утренника в группе для детей с ОНР (из личного опыта работы).
«Праздник правильной речи, или старая сказка на новый лад» (Сценарий логопедического утренника)
- закрепление речевых умений и навыков,
- воспитание интереса к родному языку,
- формирование навыков взаимопомощи и работы в коллективе.
Оборудование: костюмы для героев, игрушки, воздушные шары, цветы, разноцветные ленты, стол, стул, мольберт, плакат со словами, плакат с зашифрованной пословицей для чтения, музыкальные записи (П.И. Чайковский «Времена года», «Вальс цветов»; русская народная песня «Весняночка», музыка из мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона»)
Предварительная работа: изготовление костюмов для героев, оформление приглашений для гостей, разучивание стихов, танцев.
Действующие лица: взрослые – ведущий (учитель-логопед), Путаница; дети, Принцесса, Профессор, 12 месяцев.
Ход логопедического утренника:
(Зал украшен цветами, воздушными шарами, игрушками. У стены стоят стол, стул, мольберт. Входит ведущий – учитель-логопед)
Ведущий: — На свете есть много разных праздников. Наши дети тоже придумали праздник – День правильной и красивой речи.
(Под музыку из мультфильма «Пластилиновая ворона» в зал вбегают дети, становятся в свободном порядке)
1 ребенок: С праздником речи всех поздравляем,
2 ребенок: Сидите тихонько, мы начинаем. . .
3 ребенок: Одну простую сказку,
4 ребенок: А может, и не сказку,
5 ребенок: А может, не простую
6 ребенок: Хотим вам рассказать.
7 ребенок: Ее мы помним с детства,
8 ребенок: А может, и не с детства,
9 ребенок: А может, и не помним,
10 ребенок: Но будем вспоминать. . .
(Дети садятся, остаются Принцесса и Профессор)
Профессор: — Ваше королевское высочество, извольте сесть. Начнем заниматься. Будем учиться правильно и красиво говорить.
Принцесса: — Красиво? Мне это нравится!
Профессор: — Пожалуйста, повторите за мной: от топота копыт пыль по полю летит.
Принцесса: — От топота… пата… тапа… Нет, не могу, это трудно!
Профессор: — Простите, Ваше высочество. Извольте взять ручку, будем учиться писать.
Принцесса: — Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах!
Профессор: — Вы совершенно правы, Ваше высочество. Однако, осмелюсь попросить Вас написать всего две строчки.
Принцесса: — Ладно уж, диктуйте.
Профессор: — Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
Принцесса: — Это очень длинно. Я напишу только «травка зеленеет». (Пишет) Травка зенелеет. . . земелеет. . . Не буду писать, я плохо буквы знаю!
Ведущий: — Ох, Ваше высочество, трудно дается Вам учение. Когда наши дети пришли к нам в сад, им тоже было трудно. Но они старались, учились говорить правильно, и у них многое стало получаться.
1 ребенок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2 ребенок:
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Принцесса: — Я тоже хочу говорить правильно и красиво, помогите мне, пожалуйста!
Ведущий: — Ребята, поможем Принцессе? Каждый день, каждый месяц приносит нам что- то новое, мы узнаем много интересного. Сегодня к нам в гости придут 12 месяцев и, я надеюсь, научат нас чему — то полезному, хорошему.
(Входят три зимних месяца)
месяц: — Здравствуйте, мы – зимние месяцы, пришли к вам с загадками.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Вы их точно знать должны.
Мое имя начинается со звука «д». Как меня зовут? (декабрь)
3 месяц: — Мое место – между декабрем и февралем. Кто я? (январь)
1 месяц: — Я – последний зимний месяц. Как мое имя? Сколько слогов в этом слове? (2)
Ведущий: — А чем заканчиваются все зимние месяцы? (ь)
(«месяцы» садятся)
Не пойму никак сама:
Только что была зима.
Что же здесь случилось вдруг?
Все растаяло вокруг!
Дети: — Весна пришла!
(Выходят три весенних месяца)
Первый март пришел,
Снег с полей увел.
А потом апрель –
Привел капель.
А за ним и май -
Сколько хочешь гуляй!
Ведущий: — Действительно, весной так и хочется повеселиться, послушать пение птиц, спеть веселую песню.
(Дети поют русскую народную песню «Весняночка», выполняют движения под музыку – кружатся, взмахивают руками, водят хоровод)
Ведущий: — Что–то жарко становится. Я догадалась – это спешат к нам июнь, июль и август.
(Выходят три летних месяца)
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным — полно,
А безымянных – нету.
И все, что может
Видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас –
Мы назовем словами.
Август: — В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Кажется, что одно слово, а посмотришь внимательнее — увидишь, что внутри «спрятались» другие слова.
(Вывешивается плакат. Дети читают слова и находят в них другие: бусы, удочка, уточка, коса, машина, рыбак, тапочки)
Ведущий: — Уважаемые месяцы, наши дети приготовили для вас подарок.
(Дети выстраиваются для танца с лентами)
Луг, совсем как ситцевый,
Всех цветов, платок, -
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река, белые, пушистые в небе облака.
(Звучит музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Подснежник», дети исполняют танец с лентами)
(Под музыку входит Путаница)
Путаница:
Привет, детишки, а вот и я,
Узнали, верно, вы меня?
Я – веселая Путаница.
К вам пришла на праздник я,
Чтоб позабавить вас, друзья!
Ведущий: — Вообще–то, Путаница, некогда нам забавляться, мы тут серьезным делом заняты.
Путаница:
Ну, пошел у нас народ:
Занятий, дел невпроворот!
Все в работе, да в заботе,
Так, гляди, и жизнь пройдет!
Ведущий: — Ты права, Путаница, давай развлекаться!
(Путаница читает стихотворение А. Шибаева, дети исправляют ошибки)
Путаница:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Закричал охотник: — «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
На виду у детворы
Красят крысу маляры.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Жучка будку не доела:
- Неохота, надоело. . .
На болоте нет дорог,
Я по кошкам скок да скок.
(Путаница хвалит детей)
Путаница: — А теперь отгадайте загадки:
Что находится в начале «книги»? (звук «к»)
За чем язык прячется во рту? (за зубами)
Если бросить в Черное море красный камень, то каким он станет? (мокрым)
Если петух снесет яйцо, то кому оно достанется? (петух не несет яиц)
Как каплю превратить в цаплю? (звук «к» заменить на «ц»)
Путаница: — Молодцы, ребята. А мне пора уходить.
Ребята, честно вам скажу:
К логопеду я хожу.
Звуки «р» и «л», друзья,
Пригодятся мне всегда.
Вверх язык я подниму –
«Лодка», «ландыши» скажу.
Если хорошенько дунуть,
Можно сразу зарычать.
Буду очень я стараться,
Звуки, буквы изучать.
Вам хочу я пожелать:
Всем трудиться, не лениться,
Чтобы в школе вы могли
На пятерочки учиться! (прощается, уходит)
Ведущий: — По-моему, дождик начинается. Значит, пора осенних месяцев пришла.
(Входят осенние месяцы)
Сентябрь:
Тот, кто хочет много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть.
Ноябрь: Здесь спряталась пословица, прочитайте ее.
(На плакате зашифрована пословица «Ученье – свет, а неученье – тьма», дети читают ее)
Ведущий: — Какие еще вы знаете пословицы и поговорки о том, как важно учиться?
(Дети называют: «Век живи, век учись», «Азбука – к мудрости ступенька» и др.)
(Выходит Принцесса)
Ведущий: — Ваше высочество, мы помогли Вам?
Принцесса:
Ах, большое вам спасибо,
Говорю теперь красиво.
Обещаю не лениться,
На пятерочки учиться! (уходит)
Ведущий: — Вот и подходит к концу наш праздник. Но какой же праздник без красивой музыки, танца?
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его!
Пусть закружит вас сейчас
Нежный и прекрасный вальс!
(Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского, дети танцуют вальс)
(Дети стоят свободно по залу)
1 ребенок: Мы пели и плясали,
2 ребенок: Вам сказку рассказали,
А может быть, на деле
Все было и не так,
3 ребенок: Но, если вам понравилось,
4 ребенок: Тогда вы нам похлопайте,
5 ребенок: И еще похлопайте
И сделайте вот так: (воздушный поцелуй)
(Под музыку дети уходят)
Ахремцова Алла Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДС КВ №2 «Россияночка»,
г. Смоленск
Литература:
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.
Пименова Т.И. Выговаривать хочу… Исправление недостатков звукопроизношения у детей. – СПб.: Каро, 2006.
Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Вако, 2004.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
Нуриева Айгуль Радиковна,
МДОУ «Детский сад «Морозко»
п.Приозёрный Надымского района»
стаж работы 14 лет.
Программное содержание. Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков, понятие о родственных словах. Упражнять в звуковом анализе слов, в составлении слов из букв, в чтении. Развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания и удлинения фазы выдоха, ритмический слух, умение управлять своими движениями (уменьшать силу мускульного напряжения, ритмично двигаться под музыку); интонационную выразительность речи.
Материал и оборудование . Шапочки (оса, жук, сорока, волк), две короны, веер, свечи, карточки с буквами (д, ы, о, а, м), карточка со словами на звук «С», доска, картинки (слон, волк, тигр, рыба); две карточки со словами (корона, стража); ножницы, 4 куба, «Волшебная палочка», «Цветик-семицветик», 7 конвертов, карточки с вопросами, портреты «телезрителей» (Волк, Карлсон, крокодил Гена, Красная шапочка, Русалка, Лесовичок, Чебурашка); табло с эмблемами команд; короб, «домовята».
Ход праздника .
Логопед. Мальчики и девочки, все гости и родители! Веселую историю услышать не хотите ли? Итак, слушайте. Жила-была девочка Лара. Она не умела правильно произносить звук «р» и очень расстраивалась из-за этого. Но однажды мама привела Лару в детский сад, в котором детей учили правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и произносили их так, как герои этой странной истории.
Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук. Ах, какая модница! Пож-жвольте пож-жнакомиться.
Оса. Увазз-заемый прохозз-зый! Ну на сто з-з-з это похоже! Вы не предствляете, как вы сепелявите!
Логопед . И красавица оса улетела в небеса.
Жук. Штранная гражданка, наверно иноштранка.
Логопед. В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей. В слове «иностранка» заблудился звук «ш»; в слове «прохожий» заблудился звук «з» и т.д.) Верно. Такая история с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились четко произносить звуки. И Лара научилась произносить звук «р». Однажды ночью ей приснился необычный сон: она принцесса, живет с родителями во дворце и приглашает всех нас к себе в гости. Король, королева и принцесса (дети) садятся лицом к гостям.
Логопед . Во дворце постоянно происходили разные чудеса. А так, как они все случаются ночью, давайте погасим свечи. Держим свечу в руке перед собой, вдыхаем через нос и медленно, постепенно выдыхаем через рот, дуем на свечу (3 раза). Погасили все свечи? Повторяйте за мной:
Оч-оч-оч – наступает ночь.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – погасили мы свечу.
Принцесса. Хочу чудес! Хочу чудес!
Логопед . Будут тебе чудеса, принцесса!
Дети вешают на шею большие карточки с буквами.
Логопед . Что это?
Дети. Буквы!
Логопед.
Буквы, буквы…
Дай им волю,
Нашалятся буквы вволю.
Буквы «резвятся», затем решают составить слово.
Королева. Составьте слово «дым». Прочтите его. А теперь слово «дым» превратите его в «дом». Как вы это сделали, объясните!
Ребенок. Я стал на место буквы «ы».
Королева. Хорошо. Как слово «дом» превратить в слово «дам»? Прочтите слово! Что ты сделал? (Ответ ребенка.) Молодец! Умеете превращать одно слово в другое.
Король. Назовите слова, родственные слову «дом». К кому моя корона попадет, тот и слово назовет. (Дети называют слова: домик, домосед, домашний, домочадцы, домовитый, домище, домовой, домовенок.) Вы заслуживаете похвалы!
Принцесса плачет!
Король и королева . Успокойся, доченька! Чего ты хочешь?
Принцесса. Ничего я не хочу!
Королева. Поиграй с детьми, Принцесса! Слово делится на части – слоги. Я буду называть слово со звуком «с» из одного и двух слогов, а вы должны повторять за мной только слова из двух слогов. (Берет карточки с «напечатанными» словами, читает их; сани, соки, суп, Соня, сыр, сутки, сын, сумка, сад, сто, сор, слоги, слон.) Молодцы!
Логопед. По вечерам во дворце конкурсы «чтецов».
Дети читают заранее выученные стихи – по выбору логопеда.
Логопед. Во дворце живут не только люди, но и животные. С вами хочет поиграть зайка (берет меховую игрушку) в игру «Кого увидел зайка?» Назовите все звуки по порядку в словах-названиях картинок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Где зайчишка побывал?
Что зайчишка увидал?
Ребенок вместе с Зайкой подходит к повернутым обратной стороной картинкам, выбирает одну из них, поворачивает, называет картинку и делает звуковой анализ слова. Например, слон (с, л, о, н) так играет 4-5 детей.
Логопед. Молодец! В названиях картинок все звуки назвали правильно!
Принцесса. (снова плачет)
Король. Не плачь! Домовенок живет далеко от сюда, у Бабы-Яги. Настанет утро и я пошлю гонцов к ней.
Логопед. Поиграем в игру со взрослыми «Кто быстрее составит слово из букв?» Приготовьте кубы. У меня для каждой команды на карточке напечатано слово «разрежу» его на буквы. (Разрезает ножницами) Рассыпались буквы, их надо собрать и полученное слово прочитать. Поделимся на команды: команда детей и команда взрослых (родители). Начали составлять слово! Звучит мелодия песни «Волшебник-недоучка». Пока участники игры составляют слово, остальные дети танцуют.
Логопед. Команда взрослых уже составила слово, прочтите его! (корона) Проверим команду детей, у них тоже составлено слово. Прочитайте его. (стража) Похлопаем всем участникам игры!
Принцесса. Приведите домовенка немедленно, а не то я прикажу отрубить всем головы!
Король. Принцесса, твое поведение возмутительно! Я хотел утром послать за домовенком, но теперь не сделаю этого.
Логопед. Вдруг нам поможет добрая Фея сна? Звучит «Прелюдия К.Дебюсси». Дети исполняют этюд на расслабление мышц «Фея сна» (см.: Евсюкова. Психогимнастика. М. …Просвещение, 1990).
Фея сна. Добрый вечер! Постараюсь помочь вам. Фея обходит всех, касаясь плеча каждого «волшебной палочкой». Дети засыпают: наклоняют голову и закрывают глаза. Фея смотрит на спящих, улыбается и уходит.
Логопед. Что же делать? Фея ушла. Надо разбудить всех. Но спящие проснуться лишь в том случае, если родители по цепочке произнесут скороговорку.
Королева кавалеру подарила каравеллу,
Королева с кавалером укатила в каравелле.
Родители проговаривают скороговорку, дети просыпаются.
Логопед. Спасибо, взрослые! Помогли разбудить детей и принцесса повеселела.
Принцесса. Мамочка и папочка! Простите меня! Я буду вести себя достойно.
Король. Мы с мамой очень рады, что ты снова стала доброй девочкой. Утром пошлю гонцов к Бабе-Яге.
Принцесса. Спасибо, папочка!
Логопед. Пока вы спали, пришла почта. Телезрители предлагают поиграть в игру «Знатоки против телезрителей». Они прислали нам свои вопросы и фото в конвертах. Лепесток цветка сорви, номер конверта назови. А потом уж не зевай: вопрос телезрителя прочитай. Вот цветик-семицветик. Сорви, Дима, лепесток. Какая цифра на нем? (Четыре.) Ищи конверт с цифрой «четыре». Достань портрет. Кто это? (Лесовичок) С вами соревнуется лесовичок. Прочитай громко и внятно вопрос.
Ребенок. Какое животное сушит грибы на деревьях?
Логопед. (Белка) Правильно! Поставим табло против эмблемы знатоков одну фишку. Счет 1: 0 в пользу знатоков. (Вопросы задают Чебурашка, Карлсон, Кр.Шапочка и т.д.)
Вопросы: Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? Где уши у кузнечика? Какие рыбы самые красивые? Какую ноту кладут в суп?
Логопед. Счет 5: 0 в пользу знатоков. Король послал гонцов к Бабе-Яге. Посмотрим, что происходит в ее избушке?
В углу сказочный домик. Баба-Яга укладывает Домовенка спать.
Баба-Яга. Ах, ты мой маленький, ты мой славненький! Ты поспи, а я пойду в лес за малиной для киселя.
Гонцы. (Стучат) Выходи Домовенок! Мы пришли по приказу Короля. Король просит тебя быстрее явиться во дворец.
Домовенок. Что ж, надо идти. Жаль, с бабушкой не попрощался. Она такая добрая. (Уходит с гонцами, появляется во дворце.)
Принцесса. (Бежит к Домовенку) Привет, Домовенок, я рада тебя видеть!
Домовенок . А ты принцесса? Хочешь расскажу стихотворение я тебе?
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
Принцесса . Какой ты славный и веселый! Ты будешь жить со мной во дворце, и мне никогда не захочется плакать. Потанцуй со мной.
Домовенок и принцесса. Танцуйте вместе с нами (дети танцуют).
Логопед. Наш праздник подходит к концу, но что-то он заканчивается грустно. Бедная Баба-Яга скучает без Домовенка.
Домовенок. Придумал! Стоит мне только произнести волшебные слова, как в этом чудесном коробе появятся много моих братьев домовят… Крибле, крабле, бумс! (Открывает короб, показывает игрушечных домовят) Посмотрите сколько их! Хватит не только бабушке, но и гостям.
Королева. Гонцы, отнесите одного домовенка Бабе-Яге, а остальных подарим гостям. (Дарят гостям)
Логопед. Сон Лары закончился. Был он настоящим праздником. Дети выступали хорошо! Всегда говорите так же четко и свободно, как сегодня. Добрых вам снов!
Литература:
- Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
- В.П. Лапаковская, Н.П. Володькова Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Интернет-ресурсы
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?